Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 4 человека

Рекомендации по составлению конспектов занятий с воспитанниками

Дата: 25 октября в 15:22
Автор: Цалко Е. А.

Методические рекомендации

Главное управление образования Гомельского облисполкома

Государственное учреждение образования

«Гомельский областной институт развития образования»

 

Современные требования к составлению конспектов занятий с воспитанниками               в учреждениях дошкольного образования

Методические рекомендации

Р Е Ц Е Н З Е Н Т Ы

Проректор по учебной работе государственного учреждения образования «Гомельский областной институт развития образования» Блажко О.А., начальник учебно-методического отдела дошкольного и начального образования государственного учреждения образования «Гомельский областной институт развития образования» Мельникова А.В.

Современные требования к составлению конспектов занятий с воспитанниками в учреждениях дошкольного образования/ сост. Е.Н. Шутова, методист учебно-методического отдела дошкольного и начального образования Гомельского областного института развития образования. — Гомель, 2019. – 13 с.

© Государственное учреждение образования «Гомельский областной институт развития образования», 2019

 Основные требования к составлению конспекта занятия

Обучение на уровне дошкольного образования – целенаправленный процесс организации и стимулирования деятельности воспитанников по освоению содержания учебной программы дошкольного образования.

Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образования включает в себя наряду с другими  такое важное направление в работе, как проведение специально организованных форм образовательного процесса. Одной из таких форм является занятие.

Занятие – это специально организованная форма взаимодействия педагога с ребенком, направленная на достижение определенного результата, регламентированная временем и местом в распорядке дня, соответствует возрастным  особенностям детей [3].

Важную роль здесь играет стимуляция и управление педагогом активностью ребенка. При этом освоение детьми представлений, овладение умениями и навыками является лишь средством их развития, а не самоцелью дошкольного образования.

Главной же целью воспитателя в реализации содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования является не передача готовых представлений, умений и навыков, а формирование способности, интереса к самостоятельному их приобретению.

По этой причине современные требования к качеству образовательного процесса в учреждении дошкольного образования актуализируют осознание необходимости обеспечения качества планирования и организации занятий с детьми.

В соответствии с дидактическими задачами определяется тип занятия:

обучающий (усвоение новых представлений);

цель: постановка перед детьми познавательных задач, подача, расширение и уточнение представлений детей о предметах и явлениях общественной жизни и природы;

закрепляющий (закрепление и систематизация накопленного опыта детей);

цель: осмысление воспринятых представлений и формирование первичных обобщений;

комбинированный (смешанный);

цель: познание нового содержания и повторение, закрепление и систематизация имеющегося опыта детей.

При составлении конспекта занятия важно определить его основные компоненты.

Таблица 1.

Компоненты Наименование
Образовательная область «Ребёнок и природа»
Возрастная направленность старший дошкольный возраст
Тема «Осень»
Программные задачи образовательные (какие представления будем формировать);

развивающие (что будем закреплять, уточнять, не забывая о развитии психических функций);

воспитательные (какие умственные, эстетические, морально-волевые качества будут формироваться)

Материал и оборудование магнитофон, фланелеграф, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.
Предварительная работа экскурсия, наблюдение, чтение, просмотр и т.д.

 

Таблица 2.

Методы Приёмы
Наглядный наблюдение, рассматривание картин, игрушек, предметов, иллюстраций; демонстрация опытов; просмотр мультфильмов и др.
Словесный беседа; объяснение; рассказы воспитателя, детей; чтение художественных произведений, вопросы, сравнение, пояснение, и др.
Практический элементарные опыты, моделирование; продуктивная деятельность; упражнения, показ, выполнение определённых действий и др.
Игровой дидактическая игра, воображаемая ситуация в развёрнутом виде, роль; внезапное появление объекта; выполнение игровых действий; инсценировки, загадки; элементы соревнования; создание игровой ситуации; имитация голоса, движения  и др.
Формы организации познавательной деятельности детей на занятии индивидуальная, подгрупповая, фронтальная, парная
Развивающие образовательные технологии метод ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии «Бином фантазии»

В конспекте занятия целесообразно обозначать этапы работы, например:

I этап – вводный (3-5 минут)

II этап – основной (15-18 минут)

III этап – заключительный (2-3 минуты)

Продолжительность этапов зависит от типа занятия, возраста  воспитанников и др.

Варианты составления конспектов занятий предложены в приложениях 1,2.

Типичные ошибки при составлении конспекта  занятия:

  1. Конспект занятия носит описание монолога воспитателя. Редко можно увидеть в конспектах ответы детей на вопросы, которые их заставили  мыслить, сопоставлять и т.д.
  2. Недостаточно игр на активизацию мыслительной и речевой деятельности воспитанников.
  3. Отсутствие проблемной ситуации на занятии.
  4. Преимущество отдаётся фронтальной форме организации детей на занятии
  5. Не используются фрагменты развивающих образовательных технологий.
  6. Крайне редко используются:

приемы исследовательской деятельности детей (опыты, эксперименты); фрагменты развивающих образовательных технологий;

электронные образовательные ресурсы.

После проведения занятий педагоги часто сталкиваются с проблемой самооценки занятия.

Примерные критерии оценки качества подготовки и проведения занятий представлены в приложении 3.

Литература:

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. – 398 с.
  2. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 416 с
  3. Старжинская, Н. С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2017 – 117 с.
  4. Приложение 1

 Примерный конспект занятия по образовательной области

«Ребенок и общество»

для воспитанников среднего дошкольного возраста

 

Тема: «Варенье для Маши и Медведя»

Программные задачи: закрепить представления о полезности фруктов, их использовании в собственной практической деятельности;

упражнять в умениях группировать и классифицировать продукты (овощи, фрукты) с помощью зрительно-осязательно-двигательных действий;

формировать умения соотносить растения с природными сообществами, в которых они произрастают (огород, сад);

воспитывать желание принимать посильное участие в элементарном трудовом процессе.

Материал и оборудование: мультимедийная установка, подносы с разрезными картинками овощей и фруктов, корзины, схемы этапов приготовления варенья из фруктов, емкости для фруктов по количеству детей.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Маша и Медведь», работа с мнемотаблицами, рассматривание иллюстраций природных сообществ.

Методы и приёмы:

игровой (дидактические игры, проблемные и игровые ситуации); наглядный (просмотр фрагмента мультфильма).

Тип занятия – закрепляющий.

Развивающие образовательные методики и технологии: метод наглядного моделирования, методы ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии.

Ход занятия

I этап  — вводный (организационный)

Игра-этюд «Приветствие» (фронтальная форма работы)

Цель: создание комфортной доброжелательной атмосферы, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.

Сюрпризный момент «Посылка от Маши» (фронтальная форма работы)

Цель: организация детей, мотивация на предстоящую деятельность, развитие познавательного интереса.

II этап – основной

Просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Маша и Медведь», серии «День Варенья» (фронтальная форма работы).

Цель: закрепление представлений о полезности продуктов питания: овощей и фруктов, их использовании в собственной практической деятельности.

Проблемная ситуация «Варенье оказалось невкусным. Миша недоволен. Как исправить ситуацию?» (фронтальная форма работы)

Цель: активизация речевой  и мыслительной деятельности детей.

Дети вспоминают, из чего Маша варила варенье. Делают выводы и умозаключения, почему Миша недоволен и предлагают свои варианты решения проблемной ситуации.

Игровая ситуация «Как приготовить варенье» (фронтальная форма работы)

Цель: развитие связной речи воспитанников, закрепление последовательности этапов приготовления варенья из фруктов.

Развивающая игра «Овощи — фрукты» (подгрупповая форма работы)

Цель: упражнение в умениях группировать и классифицировать продукты (овощи, фрукты) с помощью зрительно-осязательно-двигательных действий; формирование умений соотносить растения с природными сообществами, в которых они произрастают (огород, сад).

Перед детьми на подносах – фрукты и овощи, которые необходимо сгруппировать по признаку «овощи» – «фрукты», одна группа группирует овощи, другая – фрукты.

Проблемная ситуация «Варенье получилось невкусное → Маша не знает, как правильно приготовить варенье → как научить Машу варить варенье» (фронтальная форма работы)

Цель: активизация мыслительной активности, словаря воспитанников.

Игровая ситуация «Рецепты приготовления варенья из фруктов» (подгрупповая форма работы)

Цель: развитие связной речи детей, творческого мышления, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой и трудовой деятельности.

Развивающая игра с использованием методов ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии «Хорошо-плохо» (фронтальная форма работы, индивидуальная)

Цель: развивать творческое мышление, воображение, речь воспитанников.

Физкультминутка

Цель: обеспечение смены вида деятельности и оптимального двигательного режима; воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.

Знают взрослые и дети, (Маршируют на месте)

Много фруктов есть на свете! (Разводят руки в стороны)

Яблоки и апельсины,

Абрикосы, мандарины,

И бананы, и гранаты –

Витаминами богаты. (Хлопают в ладоши)

Фрукты — радость для ребят, (Прыгают на месте)

Их в садах для нас растят. (Поднимают руки вверх)

Мы к столу их подадим, (Наклоняются вперед с вытянутыми руками)

Фрукты свежими съедим. (Поглаживают живот)

А для долгого храненья

Сварим вкусное варенье. (Делают вращательные движения рукой).

Дидактическая игра «Фруктовое варенье» (подгрупповая форма работы, индивидуальная)

Цель: формирование умений воспитанников творчески мыслить, складывать целое из частей, развивать связную речь.

III этап. Окончание занятия

Игровая ситуация с использованием метода наглядного моделирования «Посылка для Маши и Медведя» (фронтальная форма работы, индивидуальная)

Цель: анализ результатов  деятельности воспитанников, развитие речи, мышления воспитанников

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

Цель: анализ результатов  деятельности воспитанников.

  1. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь, [Национальный институт образования]. — Минск: Национальный институт образования, 2012. — 415 с.
  2. Смолер, Е.И. Разитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста: пособие для педагого учреждений дошкольного образования/ Е.И. Смолер. – Мозырь: Белый ветер, 2017 – 295 с.
  3. Старжинская, Н. С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2017 – 117 с.

 Приложение 2

 Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Ребенок и общество»,  «Искусство» (конструирование, детский дизайн)

для воспитанников старшего дошкольного возраста

 Программные задачи: продолжать формировать представления детей о предметах рукотворного мира (мебель), конструктивной деятельности,  деятельности художников-дизайнеров; закрепить название деталей строительного материала (кирпичик, цилиндр, призма, пластина, брусок); развивать творческие способности, связную речь, умения конструировать из строительного материала, согласовывать свои действия друг с другом; воспитывать эстетические чувства.

Материал и оборудование: карточки с изображением дивана, кресла, стола, шкафа, кровати, стула, муляж солнца без лучей  по количеству пар детей: макеты гостиной, муляжи предметов интерьера (картина, часы, цветы, фотографии), наборы строительного материала по количеству детей: лучи жёлтого и оранжевого цвета для солнца, ноутбук, мяч, магнитная доска, фотоаппарат.

Предварительная работа: беседы с детьми, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций по теме «Мебель», экскурсия в мебельный магазин, чтение стихотворений о мебели, рисование мебели, дидактические игры: «Моя квартира», «Мой дом», «Найди похожую фигуру».

Методы и приёмы: игровой (cловесная игра, проблемные и игровые ситуации)

Тип занятия – закрепляющий.

Развивающие образовательные методики и технологии: метод наглядного моделирования, методы ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии.

I этап  – вводный (организационный)

Игра-этюд «Подарим хорошее настроение» (фронтальная форма работы)

Цель: создание радостного настроения у воспитанников, развитие навыков вербального и невербального общения.

Сюрпризный момент «Приглашение принять участие  в телепроекте «Квартирный вопрос» (фронтальная форма работы)

Цель: организация детей, мотивация на предстоящую деятельность, развитие познавательного интереса.

II этап – основной

Развивающая игра «Отгадай» (подгрупповая форма работы)

Цель: формировать умения воспитанников отгадывать загадки, называть предметы мебели, находить нужные картинки.

Словесная игра с мячом «Ты – моя частичка» (фронтальная форма работы)

Цель: развитие речи, активизация словаря воспитанников.

Игровое задание «Собираем мебель» (работа в парах)

Цель: развивать конструктивные навыки, воспитывать умения работать в паре.

Физкультминутка «В гостиной»

Цель: обеспечение смены вида деятельности и оптимального двигательного режима.

Вот идём мы по квартире,

Раз, два, три, четыре (Шагают на месте).

Дверь мы тихо открываем

И в гостиной побываем («Открывают» дверь.)

Видим шкаф большой, широкий (Руки в стороны),

Рядом с ним – торшер высокий (Руки верх).

В середине стол стоит (Руки вперёд).

В кресле кошка крепко спит (Закрывают глаза ладонями).

На диване посидим (Приседают),

Потом в окошко поглядим (Рука козырьком у лба, смотрят вправо-влево).

Песню весело споём,

Как уютно мы живём! (Хлопают в ладоши).

Проблемная ситуация «Началась съёмка телепроекта «Квартирный вопрос»→нужен дизайн вместительного «сказочного дивана» →съёмочная группа не справляется →можем ли мы помочь?» (фронтальная форма работы).

Цель: активизация мыслительной деятельности воспитанников, творческого воображения.

Развивающая игра с использованием методов ОТСМ-РТВ-ТРИЗ – технологии «Бином фантазии» (фронтальная форма работы)

Цель: развитие творческого воображения, мышления, связной речи воспитанников.

Игровое задание  «Дизайнеры» (работа в парах)

Цель: формировать представления о работе дизайнеров, развивать творческие способности.

Игровое задание с использованием метода наглядного моделирования «Моя гостиная» (работа в парах, индивидуальная работа)

Цель: формирование умений рассказывать по схемам-моделям, развитие умения слушать друг друга.

III этап. Окончание занятия

Рефлексия «Солнечный лучик»

Цельанализ результатов  деятельности воспитанников.

  1. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь, [Национальный институт образования]. — Минск: Национальный институт образования, 2012. — 415 с.
  2. Литвина, Н.В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с рукотворным миром: учебно-методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования: с электрон. прил./ Н.В. Литвинова, Е.И. Лосик. – Минск: Выш. шк.,2017. – 206 с.

Приложение 3

ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ  ЗАНЯТИЙ

ВОСПИТАТЕЛЕМ ДОШКОЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

(ДЛЯ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ЗАВЕДУЮЩИХ ПО ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Критерии Показатели Примечание
1. Цель и задачи занятия: единство образовательных, развивающих и воспитательных задач;

соответствие задач образовательной области учебной программе дошкольного образования

2. Реализация содержания образовательной области оптимальность объема содержания занятия для данной возрастной группы;

направленность содержания на формирование у воспитанников представлений, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к себе и миру;

реализация комплексного подхода при освоении материала;

соответствие содержания занятия:

·      программным  требованиям;

·      теме;

·      цели, поставленным задачам;

·      типу занятия;

·      возрастным и индивидуальным возможностям  воспитанников;

дифференциация и индивидуализация                                                                                                           содержания познавательной деятельности воспитанников;

качество и целесообразность использования наглядности, дидактического раздаточного материала, электронных образовательных ресурсов, средств ТСО и др.

3. Владение методами и приемами организации образовательного процесса соответствие методов и приемов:

·      концептуальным положениям дошкольной педагогики и возрастной психологии;

·      содержанию занятия;

·      возрастным особенностям детей;

эффективность и целесообразность выбранных методов и приемов:

·      словесных, наглядных, практических, игровых;

·      приемов привлечения и сосредоточения внимания детей, обеспечения их эмоционального интереса;

·      приемов активизации самостоятельного мышления и деятельности детей, приемов подачи нового с опорой на имеющиеся представления и опыт;

·      наличие проблемных ситуаций, вопросов проблемного, поискового характера;

·      приемов, направленных на формирование предпосылок учебной деятельности (старший дошкольный возраст);

реализация личностно-ориентированного, здоровьесберегающего подходов;

владение воспитателем приемами и средствами мотивации, организации и стимулирования деятельности;

оптимальность смены видов деятельности;

соблюдение воспитателем хронологии занятия и основных его этапов

4. Организация деятельности воспитанников обеспечение педагогической поддержки воспитанников, создание ситуации успеха для каждого;

эффективность применения индивидуальных, групповых и коллективных форм организации познавательной деятельности;

вовлечение воспитанников в образовательный процесс, их активность, заинтересованность;

организация, эффективность взаимодействия детей со сверстниками.

5. Результативность оценка результатов деятельности детей на разных этапах занятия, качество оценки, использование самооценки (старшая группа);

степень достижения поставленных задач;

организация обратной связи на занятии;

побуждение воспитанников к рефлексии собственной деятельности

6. Профессиональные и личностные качества педагогов соблюдение нормативных требований к организации образовательного процесса;

стиль общения, техника речи, коммуникативные качества педагога;

умение управлять собственным эмоциональным состоянием;

умение взаимодействовать в образовательном процессе (организаторские умения);

владение детским коллективом (эмпатия, умение адаптироваться в незнакомой ситуации, умение видеть всех и каждого);

умение вносить необходимые изменения с учетом реальной ситуации

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.