Методические рекомендации
Главное управление образования Гомельского облисполкома
Государственное учреждение образования
«Гомельский областной институт развития образования»
Современные требования к составлению конспектов занятий с воспитанниками в учреждениях дошкольного образования
Методические рекомендации
Р Е Ц Е Н З Е Н Т Ы
Проректор по учебной работе государственного учреждения образования «Гомельский областной институт развития образования» Блажко О.А., начальник учебно-методического отдела дошкольного и начального образования государственного учреждения образования «Гомельский областной институт развития образования» Мельникова А.В.
Современные требования к составлению конспектов занятий с воспитанниками в учреждениях дошкольного образования/ сост. Е.Н. Шутова, методист учебно-методического отдела дошкольного и начального образования Гомельского областного института развития образования. — Гомель, 2019. – 13 с.
© | Государственное учреждение образования «Гомельский областной институт развития образования», 2019 |
Основные требования к составлению конспекта занятия
Обучение на уровне дошкольного образования – целенаправленный процесс организации и стимулирования деятельности воспитанников по освоению содержания учебной программы дошкольного образования.
Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образования включает в себя наряду с другими такое важное направление в работе, как проведение специально организованных форм образовательного процесса. Одной из таких форм является занятие.
Занятие – это специально организованная форма взаимодействия педагога с ребенком, направленная на достижение определенного результата, регламентированная временем и местом в распорядке дня, соответствует возрастным особенностям детей [3].
Важную роль здесь играет стимуляция и управление педагогом активностью ребенка. При этом освоение детьми представлений, овладение умениями и навыками является лишь средством их развития, а не самоцелью дошкольного образования.
Главной же целью воспитателя в реализации содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования является не передача готовых представлений, умений и навыков, а формирование способности, интереса к самостоятельному их приобретению.
По этой причине современные требования к качеству образовательного процесса в учреждении дошкольного образования актуализируют осознание необходимости обеспечения качества планирования и организации занятий с детьми.
В соответствии с дидактическими задачами определяется тип занятия:
обучающий (усвоение новых представлений);
цель: постановка перед детьми познавательных задач, подача, расширение и уточнение представлений детей о предметах и явлениях общественной жизни и природы;
закрепляющий (закрепление и систематизация накопленного опыта детей);
цель: осмысление воспринятых представлений и формирование первичных обобщений;
комбинированный (смешанный);
цель: познание нового содержания и повторение, закрепление и систематизация имеющегося опыта детей.
При составлении конспекта занятия важно определить его основные компоненты.
Таблица 1.
Компоненты | Наименование |
Образовательная область | «Ребёнок и природа» |
Возрастная направленность | старший дошкольный возраст |
Тема | «Осень» |
Программные задачи | образовательные (какие представления будем формировать);
развивающие (что будем закреплять, уточнять, не забывая о развитии психических функций); воспитательные (какие умственные, эстетические, морально-волевые качества будут формироваться) |
Материал и оборудование | магнитофон, фланелеграф, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д. |
Предварительная работа | экскурсия, наблюдение, чтение, просмотр и т.д. |
Таблица 2.
Методы | Приёмы |
Наглядный | наблюдение, рассматривание картин, игрушек, предметов, иллюстраций; демонстрация опытов; просмотр мультфильмов и др. |
Словесный | беседа; объяснение; рассказы воспитателя, детей; чтение художественных произведений, вопросы, сравнение, пояснение, и др. |
Практический | элементарные опыты, моделирование; продуктивная деятельность; упражнения, показ, выполнение определённых действий и др. |
Игровой | дидактическая игра, воображаемая ситуация в развёрнутом виде, роль; внезапное появление объекта; выполнение игровых действий; инсценировки, загадки; элементы соревнования; создание игровой ситуации; имитация голоса, движения и др. |
Формы организации познавательной деятельности детей на занятии | индивидуальная, подгрупповая, фронтальная, парная |
Развивающие образовательные технологии | метод ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии «Бином фантазии» |
В конспекте занятия целесообразно обозначать этапы работы, например:
I этап – вводный (3-5 минут)
II этап – основной (15-18 минут)
III этап – заключительный (2-3 минуты)
Продолжительность этапов зависит от типа занятия, возраста воспитанников и др.
Варианты составления конспектов занятий предложены в приложениях 1,2.
Типичные ошибки при составлении конспекта занятия:
- Конспект занятия носит описание монолога воспитателя. Редко можно увидеть в конспектах ответы детей на вопросы, которые их заставили мыслить, сопоставлять и т.д.
- Недостаточно игр на активизацию мыслительной и речевой деятельности воспитанников.
- Отсутствие проблемной ситуации на занятии.
- Преимущество отдаётся фронтальной форме организации детей на занятии
- Не используются фрагменты развивающих образовательных технологий.
- Крайне редко используются:
приемы исследовательской деятельности детей (опыты, эксперименты); фрагменты развивающих образовательных технологий;
электронные образовательные ресурсы.
После проведения занятий педагоги часто сталкиваются с проблемой самооценки занятия.
Примерные критерии оценки качества подготовки и проведения занятий представлены в приложении 3.
Литература:
- Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. – 398 с.
- Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 416 с
- Старжинская, Н. С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2017 – 117 с.
- Приложение 1
Примерный конспект занятия по образовательной области
«Ребенок и общество»
для воспитанников среднего дошкольного возраста
Тема: «Варенье для Маши и Медведя»
Программные задачи: закрепить представления о полезности фруктов, их использовании в собственной практической деятельности;
упражнять в умениях группировать и классифицировать продукты (овощи, фрукты) с помощью зрительно-осязательно-двигательных действий;
формировать умения соотносить растения с природными сообществами, в которых они произрастают (огород, сад);
воспитывать желание принимать посильное участие в элементарном трудовом процессе.
Материал и оборудование: мультимедийная установка, подносы с разрезными картинками овощей и фруктов, корзины, схемы этапов приготовления варенья из фруктов, емкости для фруктов по количеству детей.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Маша и Медведь», работа с мнемотаблицами, рассматривание иллюстраций природных сообществ.
Методы и приёмы:
игровой (дидактические игры, проблемные и игровые ситуации); наглядный (просмотр фрагмента мультфильма).
Тип занятия – закрепляющий.
Развивающие образовательные методики и технологии: метод наглядного моделирования, методы ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии.
Ход занятия
I этап — вводный (организационный)
Игра-этюд «Приветствие» (фронтальная форма работы)
Цель: создание комфортной доброжелательной атмосферы, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.
Сюрпризный момент «Посылка от Маши» (фронтальная форма работы)
Цель: организация детей, мотивация на предстоящую деятельность, развитие познавательного интереса.
II этап – основной
Просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Маша и Медведь», серии «День Варенья» (фронтальная форма работы).
Цель: закрепление представлений о полезности продуктов питания: овощей и фруктов, их использовании в собственной практической деятельности.
Проблемная ситуация «Варенье оказалось невкусным. Миша недоволен. Как исправить ситуацию?» (фронтальная форма работы)
Цель: активизация речевой и мыслительной деятельности детей.
Дети вспоминают, из чего Маша варила варенье. Делают выводы и умозаключения, почему Миша недоволен и предлагают свои варианты решения проблемной ситуации.
Игровая ситуация «Как приготовить варенье» (фронтальная форма работы)
Цель: развитие связной речи воспитанников, закрепление последовательности этапов приготовления варенья из фруктов.
Развивающая игра «Овощи — фрукты» (подгрупповая форма работы)
Цель: упражнение в умениях группировать и классифицировать продукты (овощи, фрукты) с помощью зрительно-осязательно-двигательных действий; формирование умений соотносить растения с природными сообществами, в которых они произрастают (огород, сад).
Перед детьми на подносах – фрукты и овощи, которые необходимо сгруппировать по признаку «овощи» – «фрукты», одна группа группирует овощи, другая – фрукты.
Проблемная ситуация «Варенье получилось невкусное → Маша не знает, как правильно приготовить варенье → как научить Машу варить варенье» (фронтальная форма работы)
Цель: активизация мыслительной активности, словаря воспитанников.
Игровая ситуация «Рецепты приготовления варенья из фруктов» (подгрупповая форма работы)
Цель: развитие связной речи детей, творческого мышления, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой и трудовой деятельности.
Развивающая игра с использованием методов ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии «Хорошо-плохо» (фронтальная форма работы, индивидуальная)
Цель: развивать творческое мышление, воображение, речь воспитанников.
Физкультминутка
Цель: обеспечение смены вида деятельности и оптимального двигательного режима; воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.
Знают взрослые и дети, (Маршируют на месте)
Много фруктов есть на свете! (Разводят руки в стороны)
Яблоки и апельсины,
Абрикосы, мандарины,
И бананы, и гранаты –
Витаминами богаты. (Хлопают в ладоши)
Фрукты — радость для ребят, (Прыгают на месте)
Их в садах для нас растят. (Поднимают руки вверх)
Мы к столу их подадим, (Наклоняются вперед с вытянутыми руками)
Фрукты свежими съедим. (Поглаживают живот)
А для долгого храненья
Сварим вкусное варенье. (Делают вращательные движения рукой).
Дидактическая игра «Фруктовое варенье» (подгрупповая форма работы, индивидуальная)
Цель: формирование умений воспитанников творчески мыслить, складывать целое из частей, развивать связную речь.
III этап. Окончание занятия
Игровая ситуация с использованием метода наглядного моделирования «Посылка для Маши и Медведя» (фронтальная форма работы, индивидуальная)
Цель: анализ результатов деятельности воспитанников, развитие речи, мышления воспитанников
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
Цель: анализ результатов деятельности воспитанников.
- Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь, [Национальный институт образования]. — Минск: Национальный институт образования, 2012. — 415 с.
- Смолер, Е.И. Разитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста: пособие для педагого учреждений дошкольного образования/ Е.И. Смолер. – Мозырь: Белый ветер, 2017 – 295 с.
- Старжинская, Н. С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2017 – 117 с.
Приложение 2
Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Ребенок и общество», «Искусство» (конструирование, детский дизайн)
для воспитанников старшего дошкольного возраста
Программные задачи: продолжать формировать представления детей о предметах рукотворного мира (мебель), конструктивной деятельности, деятельности художников-дизайнеров; закрепить название деталей строительного материала (кирпичик, цилиндр, призма, пластина, брусок); развивать творческие способности, связную речь, умения конструировать из строительного материала, согласовывать свои действия друг с другом; воспитывать эстетические чувства.
Материал и оборудование: карточки с изображением дивана, кресла, стола, шкафа, кровати, стула, муляж солнца без лучей по количеству пар детей: макеты гостиной, муляжи предметов интерьера (картина, часы, цветы, фотографии), наборы строительного материала по количеству детей: лучи жёлтого и оранжевого цвета для солнца, ноутбук, мяч, магнитная доска, фотоаппарат.
Предварительная работа: беседы с детьми, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций по теме «Мебель», экскурсия в мебельный магазин, чтение стихотворений о мебели, рисование мебели, дидактические игры: «Моя квартира», «Мой дом», «Найди похожую фигуру».
Методы и приёмы: игровой (cловесная игра, проблемные и игровые ситуации)
Тип занятия – закрепляющий.
Развивающие образовательные методики и технологии: метод наглядного моделирования, методы ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии.
I этап – вводный (организационный)
Игра-этюд «Подарим хорошее настроение» (фронтальная форма работы)
Цель: создание радостного настроения у воспитанников, развитие навыков вербального и невербального общения.
Сюрпризный момент «Приглашение принять участие в телепроекте «Квартирный вопрос» (фронтальная форма работы)
Цель: организация детей, мотивация на предстоящую деятельность, развитие познавательного интереса.
II этап – основной
Развивающая игра «Отгадай» (подгрупповая форма работы)
Цель: формировать умения воспитанников отгадывать загадки, называть предметы мебели, находить нужные картинки.
Словесная игра с мячом «Ты – моя частичка» (фронтальная форма работы)
Цель: развитие речи, активизация словаря воспитанников.
Игровое задание «Собираем мебель» (работа в парах)
Цель: развивать конструктивные навыки, воспитывать умения работать в паре.
Физкультминутка «В гостиной»
Цель: обеспечение смены вида деятельности и оптимального двигательного режима.
Вот идём мы по квартире,
Раз, два, три, четыре (Шагают на месте).
Дверь мы тихо открываем
И в гостиной побываем («Открывают» дверь.)
Видим шкаф большой, широкий (Руки в стороны),
Рядом с ним – торшер высокий (Руки верх).
В середине стол стоит (Руки вперёд).
В кресле кошка крепко спит (Закрывают глаза ладонями).
На диване посидим (Приседают),
Потом в окошко поглядим (Рука козырьком у лба, смотрят вправо-влево).
Песню весело споём,
Как уютно мы живём! (Хлопают в ладоши).
Проблемная ситуация «Началась съёмка телепроекта «Квартирный вопрос»→нужен дизайн вместительного «сказочного дивана» →съёмочная группа не справляется →можем ли мы помочь?» (фронтальная форма работы).
Цель: активизация мыслительной деятельности воспитанников, творческого воображения.
Развивающая игра с использованием методов ОТСМ-РТВ-ТРИЗ – технологии «Бином фантазии» (фронтальная форма работы)
Цель: развитие творческого воображения, мышления, связной речи воспитанников.
Игровое задание «Дизайнеры» (работа в парах)
Цель: формировать представления о работе дизайнеров, развивать творческие способности.
Игровое задание с использованием метода наглядного моделирования «Моя гостиная» (работа в парах, индивидуальная работа)
Цель: формирование умений рассказывать по схемам-моделям, развитие умения слушать друг друга.
III этап. Окончание занятия
Рефлексия «Солнечный лучик»
Цель: анализ результатов деятельности воспитанников.
- Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь, [Национальный институт образования]. — Минск: Национальный институт образования, 2012. — 415 с.
- Литвина, Н.В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с рукотворным миром: учебно-методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования: с электрон. прил./ Н.В. Литвинова, Е.И. Лосик. – Минск: Выш. шк.,2017. – 206 с.
Приложение 3
ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
ВОСПИТАТЕЛЕМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ДЛЯ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ЗАВЕДУЮЩИХ ПО ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
№ | Критерии | Показатели | Примечание |
1. | Цель и задачи занятия: | единство образовательных, развивающих и воспитательных задач;
соответствие задач образовательной области учебной программе дошкольного образования |
|
2. | Реализация содержания образовательной области | оптимальность объема содержания занятия для данной возрастной группы;
направленность содержания на формирование у воспитанников представлений, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к себе и миру; реализация комплексного подхода при освоении материала; соответствие содержания занятия: · программным требованиям; · теме; · цели, поставленным задачам; · типу занятия; · возрастным и индивидуальным возможностям воспитанников; дифференциация и индивидуализация содержания познавательной деятельности воспитанников; качество и целесообразность использования наглядности, дидактического раздаточного материала, электронных образовательных ресурсов, средств ТСО и др. |
|
3. | Владение методами и приемами организации образовательного процесса | соответствие методов и приемов:
· концептуальным положениям дошкольной педагогики и возрастной психологии; · содержанию занятия; · возрастным особенностям детей; эффективность и целесообразность выбранных методов и приемов: · словесных, наглядных, практических, игровых; · приемов привлечения и сосредоточения внимания детей, обеспечения их эмоционального интереса; · приемов активизации самостоятельного мышления и деятельности детей, приемов подачи нового с опорой на имеющиеся представления и опыт; · наличие проблемных ситуаций, вопросов проблемного, поискового характера; · приемов, направленных на формирование предпосылок учебной деятельности (старший дошкольный возраст); реализация личностно-ориентированного, здоровьесберегающего подходов; владение воспитателем приемами и средствами мотивации, организации и стимулирования деятельности; оптимальность смены видов деятельности; соблюдение воспитателем хронологии занятия и основных его этапов |
|
4. | Организация деятельности воспитанников | обеспечение педагогической поддержки воспитанников, создание ситуации успеха для каждого;
эффективность применения индивидуальных, групповых и коллективных форм организации познавательной деятельности; вовлечение воспитанников в образовательный процесс, их активность, заинтересованность; организация, эффективность взаимодействия детей со сверстниками. |
|
5. | Результативность | оценка результатов деятельности детей на разных этапах занятия, качество оценки, использование самооценки (старшая группа);
степень достижения поставленных задач; организация обратной связи на занятии; побуждение воспитанников к рефлексии собственной деятельности |
|
6. | Профессиональные и личностные качества педагогов | соблюдение нормативных требований к организации образовательного процесса;
стиль общения, техника речи, коммуникативные качества педагога; умение управлять собственным эмоциональным состоянием; умение взаимодействовать в образовательном процессе (организаторские умения); владение детским коллективом (эмпатия, умение адаптироваться в незнакомой ситуации, умение видеть всех и каждого); умение вносить необходимые изменения с учетом реальной ситуации |